олимпиада по электротехнике 2015 уч год


 

 

 

 

 

 

 

 

Комсомольск – на – Амуре, 2015 г.

Обсуждено на заседании цикловой комиссии профессионального цикла электротехнических профессий

Методическая разработка  по организации и проведению олимпиады по общепрофессиональной дисциплине  «Основы электротехники».

Разработал: Смишко Елена Алексеевна – преподаватель специальных дисциплин.

Рецензент:  

Методическая разработка предназначена для преподавателей  электротехники. 

В разработке представлены материалы по организации и проведению предметной Олимпиады.

Адрес КГБ ПОУ КСМТ : 681005 г. Комсомольск – на – Амуре

                             Комсомольское шоссе, 26

Оглавление

ПОЛОЖЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ СТУДЕНТОВ ПО   ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ. 4

ОБЩИЕ   ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

ЦЕЛИ   И ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ.. 4

ЗАДАНИЯ  ОЛИМПИАДЫ.. 4

ПОРЯДОК   ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ.. 5

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ. 6

ПОРЯДОК   ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ОЛИМПИАДЫ.. 6

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ. 6

КОМПЛЕКТ   ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ.  I   ЭТАП.. 7

КОМПЛЕКТ   ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ.  II   ЭТАП.. 9

Задание   № 1. 9

Задание   № 3. 22

Задание   № 4. 24

ТРЕБОВАНИЯ   К СОСТАВЛЕНИЮ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ. 26

ТРЕБОВАНИЯ   К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ. 28

ВЕДОМОСТЬ   РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 1. 28

ВЕДОМОСТЬ   РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 3. 29

ВЕДОМОСТЬ   РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 4. 30

ИТОГОВАЯ  ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЛИМПИАДЫ.. 31

Список   используемой литературы.. 32

Список   интернет – ресурсов. 32

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ СТУДЕНТОВ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Олимпиада студентов по электротехнике (далее олимпиада) проводится в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В Орехова»

 1.2. Олимпиада - это соревнование в творческом применении знаний, умений и навыков необходимым в профессиональной подготовке будущих специалистов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ

Цели олимпиады:

       Олимпиада проводится в целях повышения качества подготовки специалистов, дальнейшего совершенствования мастерства студентов, закрепления и углубления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения, стимулирования творческого роста.

Олимпиада направлена на демонстрацию уровня теоретической и практической подготовки студентов; а также совершенствование учебной и вне учебной работы со студентами.

2.2 Задачи олимпиады:

Повышение интереса к электротехнике;

Формирование основ технической грамотности;

Совершенствование навыков самостоятельной работы и развития профессионального мышления;

Развитие ответственности, самостоятельности и эффективности профессиональной деятельности.

ЗАДАНИЯ  ОЛИМПИАДЫ

Олимпиада по электротехнике включает выполнение теоретических и практических заданий с использованием информационных технологий.

2.1  Олимпиадные задания по дисциплине «Электротехника» первый тур:

графическое изображение электрической цепи.

решение задач по расчету электрических цепей постоянного тока;

2.2  Олимпиадные задания по дисциплине «Электротехника» второй тур:

интерактивный тест;

графическое  изображение электрической цепи в графическом редакторе sxem_13_rusplan_new

решение задач по расчету электрических цепей постоянного тока;

выполнение практического задания по сборке цепи постоянного тока в графическом конструкторе «Начала ЭЛЕКТРОНИКИ» и измерении электрических величин.

выполнение практического задания по сборке  электрической схемы на стенде ЭМЦ.001 РБЭ  и измерении электрических величин.

Содержание и сложность олимпиадных заданий соответствует ФГОС в части государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников. Вопросы организации второго тура находятся в компетенции преподавателя электротехники. 

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

3.1. В олимпиаде по электротехнике могут принимать участие студенты ГБОУ СПО КМСТ, обучающиеся на первом курсе и изучающие дисциплину «Основы электротехники».

3.2. Олимпиада проводится в течение учебного года в два тура:

  • Первый тур проводится среди студентов, изучающих дисциплину «Основы электротехники» внутри группы. Все вопросы организации и проведения 1 тура находятся  в компетенции преподавателя.
  • Второй тур – межтехникумовский. На второй  тур направляются студенты – победители первого этапа (не более 3 человек). Второй тур олимпиады является финальным, на котором определяются победители олимпиады.

3.3. Первый тур Олимпиады по электротехнике проводится среди студентов, изучающих дисциплину «Основы электротехники» внутри группы  со  2 по 7 ноября 2015 года. Продолжительность выполнения участниками задания 45  минут.  Всем участникам предлагаются одни и те же  задания.

3.4. Второй тур Олимпиады по электротехнике проводится среди студентов ГБОУ СПО КМСТ  победителей первого этапа со  9 ноября 2015 года. Продолжительность выполнения участниками задания 180  минут.  Всем участникам предлагаются одни и те же  задания.

Задание № 1 «Графическое  изображение электрической цепи в графическом редакторе sxem_13_rusplan_new» выполняется одновременно всеми участниками Олимпиады.

Порядок выполнения заданий № 2 - №4 определяется жеребьёвкой участников Олимпиады.

3.5. Запрещается во время конкурсных мероприятий пользоваться личными компьютерами. Средствами связи, учеб ной литературой и заготовленными личными записями, интернет – ресурсами

3.6. В помещении, где выполняются задания Олимпиады, находится только организатор, обеспечивающий контроль за соблюдением регламента и участники за каждым из которых закреплено рабочее место без выхода в интернет.

3.7. Разрешается пользоваться нетелефонными калькуляторами

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ.

Руководителем оргкомитета является заместитель директора по теоретическому обучению, координатором работы  – методист образовательного учреждения.

В состав оргкомитета Олимпиады входят все члены методических комиссий «Электротехнического цикла»

Методическая комиссия Олимпиады решает следующие задачи:

разрабатывает задания для отборочных и заключительного туров Олимпиады;

разрабатывает критерии и методики оценки выполненных заданий;

представляет в оргкомитет предложения по вопросам, связанным с совершенствованием организации проведения Олимпиады;

рассматривает совместно с оргкомитетом и жюри Олимпиады апелляции участников Олимпиады;

совместно с оргкомитетом Олимпиады публикует на  сайте образовательного учреждения материалы об Олимпиаде, ее заданиях и итогах;

ПОРЯДОК ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ОЛИМПИАДЫ

Подведение итогов олимпиады студентов осуществляется в личном и командном зачете. Итоги олимпиады подводят путем полсчета суммы баллов, набранных в ходе второго тура. Победителем олимпиады считается участник, занявший первое место в личном зачете и набравший наибольшую сумму баллов. Призерами олимпиады считаются участники, занявшие 2-е и 3-е место в личном зачете. Остальным участникам олимпиады вручаются сертификаты.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ.

Второй этап олимпиады предполагает наличие экспериментальных заданий, поэтому материально-техническое обеспечение олимпиады предполагает наличие средств компьютерного оборудования  и программного обеспечения для проведения теоретического  и практического задания.

Оборудование индивидуального пользования: персональный компьютер, лабораторный стенд ЭМЦ.001 РБЭ 

Оборудование общего пользования: принтер.

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ.  I ЭТАП

  • 1.  Начертите  электрическую схему участка цепи, содержащую смешанное соединение пяти резисторов.
  • 2.  По спирали электрической плитки, включенной под напряжение 220В,
  • проходит ток 5 А. Определить сопротивление спирали плитки.
  • 3.  Кислотный аккумулятор с Э.Д.С.  2,5В и внутренним сопротивлением
  • 0,2 Ом замкнут на потребитель с сопротивлением 2,6 Ом. Определите ток в
  • цепи.
  • 4.  В электрическую схему последовательно включены четыре резистора.
  • Сопротивление каждого резистора 5Ом. Напряжение на концах цепи 42В.
  • Начертите электрическую схему. Определите силу тока в цепи.
  • 5.  Вычислите эквивалентное сопротивление электрической цепи, если 
  • R1= 2 Ом    R2= 3 Ом    R3= 5 Ом    R4= 10 Ом   R5= 10 Ом
  •  
  • ЭТАЛОНЫ  ОТВЕТОВ
  •  
  • Возможны другие варианты.

 

  • По спирали электрической плитки, включенной под напряжение 220В,

проходит ток 5 А. Определить сопротивление спирали плитки.

U= 220B    I= 5A       R- ?

Решение: I= U/R    R= U/I  R= 220/5= 44 Ом

  •   Кислотный аккумулятор с Э.Д.С.  2,5В и внутренним сопротивлением 0,2 Ом

замкнут на потребитель с сопротивлением 2,6 Ом. Определите ток в цепи.

Е= 2,5 В   R0= 2,5 В   R= 2,6 Ом    I- ?

Решение: I= Е/( R+ R0)

I= 2,5/(0,2+2,6)= 0,9А

  • В электрическую схему последовательно включены четыре резистора.

Сопротивление каждого резистора 5Ом. Напряжение на концах цепи 42В.

Начертите электрическую схему. Определите силу тока в цепи.

 R1= R2= R3= R4= 5 Ом

U= 42В    I-?

 Решение: R= R1+ R2+ R3+ R4= 20 Ом

I= U/R = 42/20=2,1А   

5.  Вычислите эквивалентное

сопротивление электрической цепи, если 

R1= 2 Ом    R2= 3 Ом    R3= 5 Ом    R4= 10 Ом   R5= 10 Ом

Решение: 

R23=R2+ R3= 3+5= 8 Ом

R234= (R23´ R4)/ (R23+ R4) = (8´10)/ (8+10)= 4,4 Ом

R=  R234 + R1 + R5= 4,4+ 2+ 10= 16,4 Ом

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ

Максимальный  балл – 15 баллов.

Критерии  оценивания черчения схемы:

Схема начерчена правильно, в соответствии с требованиями стандарта - 5 баллов

Схема начерчена с незначительными отклонениями от требований стандарта  -  3 балла

Схема не соответствует требований стандарта - 1 балл

Схема не начерчена – 0 баллов.

Критерии  оценивания расчёта схемы:

Результаты расчёта соответствуют эталонам ответов – 5  баллов

Результаты расчёта незначительно отличаются от эталонов ответов - 3 балла

Результаты расчёта не соответствуют эталонам ответов - 1 балл

Расчет электрической схемы не выполнен – 0 баллов.

Критерии  оценивания оформления результатов задания:

  • Результаты расчёта оформлены в соответствии с требованиями - 5 баллов
  • Результаты расчёта незначительно отличаются от требований - 3 балла
  • Результаты расчёта не соответствуют требованиям - 1 балл
  • Результаты расчёта не оформлены – 0 баллов.

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ.  II ЭТАП

Задание № 1

Используя библиотеку графического редактора sxem_13_rusplan_new, начертить электрическую схему содержащую источник питания постоянного тока 15В, ключ и три последовательно соединённых резистора   R1= 47 Ом, R2= 100 Ом, R3= 220 Ом.  В цепь включены амперметр и вольтметр.

По заданным параметрам рассчитать:

R- полное сопротивление цепи.

I – общий ток электрической цепи.

I1, I2, I2 – силу тока на каждом резисторе.

U1, U2, U3 – напряжение на каждом резисторе.

U – напряжение источника питания.

Для дальнейшего выполнения задания результаты оформить в следующем виде:

Критерии оценки:  время, качество и правильность выполнения задания.

Максимальное  время выполнения задания 30 мин.

Максимальный  балл – 350 баллов.

Критерии  оценивания времени выполнения задания:

Время    (мин)
Балл
Время    (мин)
Балл
Время    (мин)
Балл
Время    (мин)
Балл
5
200
12
165
19
130
26
95
6
195
13
160
20
125
27
90
7
190
14
155
21
120
28
85
8
185
15
150
22
115
29
80
9
180
16
145
23
110
30
75
10
175
17
140
24
105


11
170
18
135
25
100


Критерии  оценивания черчения схемы:

  • Схема начерчена правильно, в соответствии с требованиями стандарта
  • 50 баллов
  • Схема начерчена с незначительными отклонениями от требований стандарта  -  35 баллов
  • Схема не соответствует требований стандарта - 15 баллов
  • Схема не начерчена – 0 баллов.

Критерии  оценивания расчёта схемы:

  • Результаты расчёта соответствуют эталонам ответов – 50  баллов
  • Результаты расчёта незначительно отличаются от эталонов ответов - 35 баллов
  • Результаты расчёта не соответствуют эталонам ответов - 15 баллов
  • Расчет электрической схемы не выполнен – 0 баллов.

Критерии  оценивания оформления результатов задания:

  • Результаты расчёта оформлены в соответствии с требованиями - 50 баллов
  • Результаты расчёта незначительно отличаются от требований - 35 баллов
  • Результаты расчёта не соответствуют требованиям - 15 баллов
  • Результаты расчёта не оформлены – 0 баллов.

Задание  № 2

Выполнение  тестовых заданий.

1. Вопрос с одним    правильным ответом.
Какое явление лежит в    основе действия генератора?
(  )
Намагничивание

(  )
 Электролиз

(+)
Электромагнитная индукция

(  )
Резонанс

2. Вопрос с одним    правильным ответом.
Как называется    подвижная часть генератора?
(+)
Ротор

(  )
Статор

(  )
Трансформатор

(  )
Электродвигатель

3. Вопрос с одним    правильным ответом.
Чему равна    стандартная частота переменного тока в России?
(  )
25 Гц      

(+)
50 Гц      

(  )
75 Гц      

(  )
100 Гц      

4. Вопрос с одним    правильным ответом.
Укажите цепь с    последовательным соединением резисторов
(  )


(+)


(  )


5. Вопрос с одним    правильным ответом.
Какой из включенных в    цепь приборов является вольтметром 


(+)
Вариант 1

(  )
Вариант 2

6. Вопрос с одним    правильным ответом.
Как включается в цепь    вольтметр 
(  )
последовательно

(+)
параллельно

7. Вопрос с одним    правильным ответом.
Как включается в цепь    амперметр 
(+)
последовательно

(  )
параллельно

8. Вопрос с одним    правильным ответом.
Что представляет    собой постоянный ток в металлических проводниках? 
(  )
установившееся поступательное движение положительно заряженных ионов

(  )
установившееся поступательное движение отрицательно заряженных ионов

(+)
установившееся поступательное движение свободных электронов

(  )
установившееся колебательное движение свободных электронов

9. Вопрос с    несколькими правильными ответами.
Укажите источники    электроэнергии.
[  ]
электрический двигатель

[+]
аккумулятор

[+]
батарейка

[+]
генератор

[  ]
килятильник

[  ]
лампа накаливания

10. Сопоставьте    графическое обозначение элементов

лампа накаливания

батарея аккумуляторов

бат
рейка

генератор
11. Вопрос с одним    правильным ответом.
Укажите простейшую    электрическую цепь
(+)


(  )


(  )


12. Вопрос с одним    правильным ответом.
Укажите электрическую    цепь с параллельным соединением резисторов
(  )


(  )


(+)


13. Вопрос с одним    правильным ответом.
Какой из включенных    приборов является амперметром


(  )
1

(+)
2

14. Вопрос с одним    правильным ответом.
Укажите формулу для    закона Ома для участка цепи 
(+)
I= U/R

(  )
I= E/ R +Ro

(  )
I= R +Ro / E

15. Вопрос с одним    правильным ответом.
Каким прибором    измеряется сила тока в цепи 
(+)
амперметр

(  )
омметр

(  )
вольтметр

16. Вопрос с одним    правильным ответом.
Для чего предназначен    источник электрической энергии? 
(  )
Для преобразования электрической энергии в другие виды энергии

(+)
Для преобразования в электрическую энергию другие виды энергии

17. Вопрос с одним    правильным ответом.
Единицей измерения    силы тока является 
(  )
Вольт

(  )
Ватт

(+)
Ампер

(  )
Ом

18. Вопрос с    несколькими правильными ответами.
Укажите потребители    электроэнергии
[+]
электрический двигатель

[+]
аккумулятор

[  ]
батарейка

[  ]
генератор

[+]
килятильник

[+]
лампа накаливания

19. Вопрос с одним    правильным ответом.
Какой из    электрических аппаратов может являться как источником, так и потребителем    электроэнергии
(  )
электрический двигатель

(  )
батарейка

(  )
генератор

(+)
аккумулятор

20. Кликните мышкой    на правильную область.
Покажите на схеме    потребитель электроэнергии
    
21. Вопрос с одним    правильным ответом.
Как соединяются    лампочки в сети освещения помещения


(+)
параллельно

(  )
последовательно

(  )
смешанно

22. Вопрос с одним    правильным ответом.
Укажите цепь со    смешанным соединением резисторов
(+)


(  )


(  )


23. Вопрос с одним    правильным ответом.
Укажите участок    электрической цепи 
(+)
Вариант 1

(  )
Вариант 2

24. Вопрос с одним    правильным ответом.
Укажите полную    электрическую цепь 
(+)
Вариант 1

(  )
Вариант 2

25. Вопрос с одним    правильным ответом.
Каким прибором    измеряется напряжение в цепи 
(  )
амперметр

(  )
омметр

(+)
вольтметр

26. Вопрос с одним    правильным ответом.
Для чего предназначен    потребитель электрической энергии? 
(+)
Для преобразования электрической энергии в другие виды энергии

(  )
Для преобразования в электрическую энергию другие виды энергии

27. Укажите    соответствие электрооборудования

электрический двигатель

аккумулятор

батарейка

генератор

лампа накаливания
28. Сопоставьте    соответствие преобразования энергии

электрическую в механическую

химическую в электрическую

механическую в электрическую

электрическую в тепловую

электрическую в лучистую

лучистую в электрическую
29. Кликните мышкой    на правильную область.
Покажите на схеме    источник электроэнергии
    
30. Вопрос с одним    правильным ответом.
Как на схемах принято    обозначать направление электрического тока
(+)
от плюса к минусу

(  )
от минуса к плюсу

31. Вопрос с одним    правильным ответом.
Как соединяются    лампочки в новогодней гирлянде


(  )
параллельно

(+)
последовательно

(  )
смешанно

32. Вопрос с одним    правильным ответом.
Направление магнитных    линий постоянного магнита


(+)
от северного полюса к южному

(  )
от южного полюса к северному

(  )
может меняться

33. Вопрос с одним    правильным ответом.
Направление магнитных    линий магнитного поля образованого вокруг проводника с током определяется    правилом
(  )
левой руки

(+)
буравчика

(  )
правой руки

34. Вопрос с одним    правильным ответом.
Получится ли магнит,    с каким- либо одним полюсом, если разделить намагниченный стержень на две    половины?
(  )
да

(+)
нет

(  )
получится в определённых условиях

35. Вопрос с одним    правильным ответом.
Трансформаторы    преобразуют напряжение
(  )
постоянного тока

(+)
переменного тока

(  )
постоянного и переменного тока

36. Вопрос с одним    правильным ответом.
Обмотка    трансформатора включенная в сеть источника электроэнергии называется
(  )
сетевой

(+)
первичной

(  )
вторичной

37. Вопрос с одним    правильным ответом.
Если напряжение    первичной обмотки меньше чем напряжение вторичной обмотки, то такой    трансформатор называется
(+)
повышающий

(  )
трансформирующий

(  )
понижающий

38. Вопрос с одним    правильным ответом.
Устройства управления    и защиты в электрических цепях
(+)
предохранители и магнитные пускатели

(  )
трансформаторы и выпрямители

(  )
осветительные приборы и электросчётчики

39. Вопрос с одним    правильным ответом.
Счетчик электрической    энергии измеряет
(  )
силу тока

(  )
мощность потребляемой электроэнергии

(+)
расход энергии за определенное время

(  )
напряжение сети

40. Вопрос с одним    правильным ответом.
Электричество:
(  )
Можно увидеть

(  )
Можно услышать

(  )
Можно попробовать на вкус

(+)
Не видно, не слышно, не имеет вкуса

41. Вопрос с одним    правильным ответом.
Увидев открытую    дверь  трансформаторной  подстанции (ТП), 
 что ты сделаешь?


(  )
Позовешь друзей, чтобы вместе заглянуть на  подстанцию

(  )
Пройдешь мимо

(+)
Позвонишь по телефону указанному на ТП,   сообщишь об открытой двери

42. Вопрос с одним    правильным ответом.
Ребята пытаются    набросить веревку на провод линии электропередачи. Что ты сделаешь?


(+)
Объяснишь, что накидывать веревку смертельно  опасно

(  )
Поможешь ребятам  накинуть веревку на провод

(  )
Пройдешь мимо

43. Вопрос с одним    правильным ответом.
На линии    электропередачи оборвался провод, и его конец упал на землю. Твои действия?


(  )
Попытаешься подойти к нему и поднять

(+)
Обойдешь стороной в радиусе 20 метров, по  возможности позвонишь по телефону диспетчера  электрических сетей населенного пункта или по       номеру  112 и расскажешь об обрыве провода

(  )
Пройдешь мимо

44. Вопрос с одним    правильным ответом.
У тебя дома сломалась    розетка. Что ты сделаешь?
(  )
Попытаешься ее вскрыть и починить      самостоятельно

(+)
Сообщишь взрослым о том, что она не работает

45. Вопрос с одним    правильным ответом.
Выберите специальный    знак, предупреждающий об опасности поражения электрическим током:


(  )
Сюда била молния

(  )
Ничего не означает

(+)
Электричество! Опасно для жизни!

46. Вопрос с одним    правильным ответом.
Какой знак    предупреждает об опасности поражения электрическим током?
(  )


(+)


(  )


47. Вопрос с одним    правильным ответом.
За вилку    электроприбора нельзя браться:


(+)
Мокрыми руками

(  )
Холодными руками

(  )
Грязными руками

48. Вопрос с одним    правильным ответом.
Электроприборами    нельзя пользоваться
(  )
на кухне

(+)
в ванной комнате

(  )
в гостиной

49. Вопрос с одним    правильным ответом.
Хищение провода  с линии электропередачи:


(+)
Смертельно опасно  и наказывается штрафом до 1 млн.рублей или уголовным наказанием сроком до 10 лет    

(  )
Ничем не грозит

50. Вопрос с одним    правильным ответом.
Как называется    электрическая машина, преобразующая механическую энергию в электрическую?
(  )
Двигатель

(+)
Генератор

(  )
Преобразователь

51. Вопрос с одним    правильным ответом.
Как называется    электрическая машина, преобразующая электрическую энергию одного рода тока в    энергию другого рода тока?
(  )
Двигатель

(  )
Генератор

(+)
Преобразователь

52. Вопрос с одним    правильным ответом.
Неподвижная часть    асинхронного двигателя называется
(+)
Статор

(  )
Ротор

(  )
Якорь

53. Вопрос с одним    правильным ответом.
Асинхронные двигатели    относятся к машинам
(  )
постоянного тока

(  )
как постоянного, так и переменного тока

(+)
переменного тока

54. Вопрос с одним    правильным ответом.
Для изменения    направления вращения ротора асинхронного двигателя необходимо изменить 
(  )
конструкцию статора

(+)
чередование фаз обмоток статора

(  )
чередование фаз обмоток ротора

55. Сопоставьте    способы соединения обмоток статора асинхронного двигателя




56. Вопрос с одним    правильным ответом.
Как называется    электрическая машина, преобразующая электрическую энергию в механическую?
(+)
Двигатель

(  )
Генератор

(  )
Преобразователь

57. Вопрос с одним    правильным ответом.
Подвижная часть    асинхронного двигателя называется
(  )
Статор

(+)
Ротор

(  )
Якорь

58. Сопоставьте    способы соединения обмоток статора асинхронного двигателя

"треугольник"

"звезда"
59. Вопрос с    несколькими правильными ответами.
Топливом для ТЭС    служат
[+]
уголь

[+]
торф

[  ]
изотоп урана

[+]
мазут

[  ]
нефть

[  ]
изотоп плутония

60. Вопрос с    несколькими правильными ответами.
Топливом для АЭС    служат
[  ]
уголь

[  ]
торф

[+]
изотоп урана

[  ]
мазут

[  ]
нефть

[+]
изотоп плутония





ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ обозначены (+) или [+]

Задание № 3

В программе  - конструкторе «Начала ЭЛЕКТРОНИКИ», собрать электрическую цепь содержащую источник питания постоянного тока 15В, ключ и три последовательно соединённых резистора   R1= 47 Ом, R2=100Ом,  R3= 220 Ом. Мощность резисторов и источника питания 2 ВТ.

С помощью мультиметра  произвести необходимые электрические измерения.  Результаты измерений занести во вторую колонку итоговой таблицы.

Максимальное  время выполнения задания 30 мин.

Максимальный  балл – 300 баллов.

Критерии  оценивания времени выполнения задания:

Время (мин)
Балл
Время (мин)
Балл
Время (мин)
Балл
Время (мин)
Балл
5
200
12
165
19
130
26
95
6
195
13
160
20
125
27
90
7
190
14
155
21
120
28
85
8
185
15
150
22
115
29
80
9
180
16
145
23
110
30
75
10
175
17
140
24
105


11
170
18
135
25
100


Критерии  оценивания результатов задания:

Результаты измерений соответствуют эталонам ответов – 50  баллов

Результаты измерений незначительно отличаются от эталонов ответов - 35 баллов

Результаты измерений не соответствуют эталонам ответов - 15 баллов

Измерения не выполнены – 0 баллов.

Критерии  оценивания оформления результатов задания:

  • Результаты  измерений оформлены в соответствии с требованиями - 50 баллов
  • Результаты измерений оформлены с  незначительными отклонениями от требований - 35 баллов
  • Результаты измерений оформлены со значительными нарушениями требований - 15 баллов
  • Результаты измерений не оформлены – 0 баллов.

Задание № 4

На стенде ЭМЦ.001 РБЭ  собрать электрическую схему в соответствии с монтажной и принципиальной схемой электрической цепи. С помощью мультиметра выполнить электрические измерения, результаты занести в третью колонку итоговой таблицы.

Источник питания постоянного тока 15В,

R1= 47 Ом,

R2= 100 Ом,

R3= 220 Ом.

Максимальное  время выполнения задания 30 мин.

Максимальный  балл – 350 баллов.

Принципиальная  схема

 

Монтажная  схема.

Критерии  оценивания сборки схемы:

  • Схема собрана  правильно - 50 баллов
  • Схема собрана  с незначительными отклонениями  -  35 баллов
  • Схема собрана  не правильно - 0 баллов

Критерии  оценивания результатов задания:

  • Результаты измерений соответствуют эталонам ответов – 50  баллов
  • Результаты измерений незначительно отличаются от эталонов ответов - 35 баллов
  • Результаты измерений не соответствуют эталонам ответов - 15 баллов
  • Измерения не выполнены – 0 баллов.

Критерии  оценивания оформления результатов задания:

  • Результаты  измерений оформлены в соответствии с требованиями - 50 баллов
  • Результаты измерений оформлены с  незначительными отклонениями от требований - 35 баллов
  • Результаты измерений оформлены со значительными нарушениями требований - 15 баллов
  • Результаты измерений не оформлены – 0 баллов.

Критерии  оценивания времени выполнения задания:

Время (мин)

Балл

Время (мин)

Балл

Время (мин)

Балл

Время (мин)

Балл

5
200
12
165
19
130
26
95
6
195
13
160
20
125
27
90
7
190
14
155
21
120
28
85
8
185
15
150
22
115
29
80
9
180
16
145
23
110
30
75
10
175
17
140
24
105


11
170
18
135
25
100


ТРЕБОВАНИЯ К  СОСТАВЛЕНИЮ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ.

Порядковые номера элементам (устройствам) следует присваивать, начиная с единицы, в пределах группы элементов (устройств), которым на схеме присвоено одинаковое буквенное позиционное обозначение, например, R1, R2, R3 и т.д., C1, C2, С3 и т.д. Не допускается пропуск одного или нескольких порядковых номеров на схеме.

Порядковые номера должны быть присвоены в соответствии с последовательностью расположения элементов или устройств на схеме сверху вниз в направлении слева направо.

Линии связи должны состоять из горизонтальных и вертикальных отрезков и иметь наименьшее количество изломов и взаимных пересечений. Пересечение линий связи, которого не удаётся избежать, выполняется под углом 90°.

Толщина линий связи зависит от формата схемы и размеров графических обозначений и выбирается из диапазона 0.2 – 1.0мм. Рекомендуемая толщина линий связи – 0.3 – 0.4мм. В пределах схемы все линии связи должны быть изображены одинаковой толщины. Допускается использование нескольких (не более трех) различных по толщине линий связи для выделения функциональных групп в пределах изделия.

Условные графические обозначения элементов изображают на схеме в положении, в котором они приведены в соответствующих стандартах, или повернутыми на угол, кратный 90°, если в соответствующих стандартах отсутствуют специальные указания. Допускается условные графические обозначения поворачивать на угол, кратный 45°, или изображать зеркально повернутыми.

ТРЕБОВАНИЯ К  ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.

Результаты эксперимента оформляются в отчете в виде таблиц. При заполнении таблиц нужно обратить внимание на указанную размерность  каждой  физической  величине  и  количестве  значащих цифр  после  запятой,  так  как  они  несут  информацию  о  точности измеряемой  величины.  В  том  случае,  когда  количество  значащих цифр  велико,  существенно  усложняются  вычисления  и  возрастает время обработки данных; при малом же количестве −  ухудшается точность. Кроме того, «лишние» значащие цифры дают неправильное представление о точности эксперимента.



 ПРИЛОЖЕНИЕ

ВЕДОМОСТЬ  РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 1

 

№    п/п

ФИО

Время

балл

схема    балл

Расчет    схемы

Оформление    задания

балл

ИТОГО

Эталон ответов
балл





R= 367 Ом
I1= 0.04A
I2= 0.04A
I3= 0.04A
I = 0.04A
U1= 1.8 B
U1= 4 B
U1= 8.8 B
U1= 14.8 B











































































ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ  ЗАДАНИЯ № 3

 

№ п/п

ФИО

Время

балл

Измерения схемы

Оформление задания

балл

ИТОГО

Эталон ответов
балл




I1= 0.04A
I2= 0.04A
I3= 0.04A
I = 0.04A
U1= 1.8 B
U1= 4 B
U1= 8.8 B
U1= 14.8 B


































































 

 

ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ  ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 4

 

№ п/п
ФИО
Время
балл
схема балл
Расчет схемы
Оформление задания
балл
ИТОГО
Эталон ответов
балл





I1= 0.04A
I2= 0.04A
I3= 0.04A
I = 0.04A
U1= 1.8 B
U1= 4 B
U1= 8.8 B
U1= 14.8 B











































































 

ИТОГОВАЯ  ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЛИМПИАДЫ

 

№    п/п

ФИО

Количество    баллов

 

Задание    № 1

Задание    № 2

Задание    № 3

Задание    № 4

ИТОГО







































































 


 
  
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н.М.Белоусова. Преподавание электротехники.
 2. В. Конрад. Электротехника кратко и наглядно.
 3. Ю. М. Покровский. В помощь лектору.
 4. Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий.

5. Мякишев Г.Я. Учебник для углубленного изучения физики. Механика. 9 класс. — М.: Дрофа, 2006. 

7. Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Физика: Электродинамика: 10-11 классы: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2006. 

10. Физика: Учебник для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики /Под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. — М.: Просвещение, 2007. 

11. Физика: Учебник для 11 класса школ и классов с углубленным изучением физики. /Под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. — М.: Просвещение, 2007. 

12. Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. Физика, 10 класс. Учебник для классов с углубленным изучением физики. — М.: Дрофа, 2013. 

13. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. — М.: Вербум — М, 20011.

14. Дж. Сквайрс., Практическая физика. — М.: Издательство Мир, 2011.

СПИСОК ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ

http://rosolymp.ru   Портал Всероссийских олимпиад школьников

http://potential.org.ru   Журнал «Потенциал»

http://www.physolymp.fml31.ru Челябинск, физ. мат. лицей № 31

http://physolymp.spb.ru Санкт-Петербург

http://vsesib.nsesc.ru/phys.html НГУ

http://www.dgap.mipt.ru  МФТИ

http://genphys.phys.msu.ru/ol/ МГУ

http://www.mephi.ru/entrant/olimpiads/rosatom/saveljev.php

МИФИ  http://mosphys.olimpiada.ru/ 

Викиучебник по физике

http://www.afportal.ru/taxonomy/term/7  Белорусские олимпиады