олимпиада по электротехнике 2015 уч год
Комсомольск – на – Амуре, 2015 г.
Обсуждено на заседании цикловой комиссии профессионального цикла электротехнических профессий
Методическая разработка по организации и проведению олимпиады по общепрофессиональной дисциплине «Основы электротехники».
Разработал: Смишко Елена Алексеевна – преподаватель специальных дисциплин.
Рецензент:
Методическая разработка предназначена для преподавателей электротехники.
В разработке представлены материалы по организации и проведению предметной Олимпиады.
Адрес КГБ ПОУ КСМТ : 681005 г. Комсомольск – на – Амуре
Комсомольское шоссе, 26
Оглавление
ПОЛОЖЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ СТУДЕНТОВ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ. 4
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ.. 5
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ. 6
ПОРЯДОК ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ОЛИМПИАДЫ.. 6
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ. 6
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ. I ЭТАП.. 7
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ. II ЭТАП.. 9
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ. 26
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. 27
ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 1. 28
ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 3. 29
ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 4. 30
ИТОГОВАЯ ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЛИМПИАДЫ.. 31
Список используемой литературы.. 32
Список интернет – ресурсов. 32
ПОЛОЖЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ СТУДЕНТОВ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Олимпиада студентов по электротехнике (далее олимпиада) проводится в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В Орехова»
1.2. Олимпиада - это соревнование в творческом применении знаний, умений и навыков необходимым в профессиональной подготовке будущих специалистов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ
Цели олимпиады:
Олимпиада проводится в целях повышения качества подготовки специалистов, дальнейшего совершенствования мастерства студентов, закрепления и углубления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения, стимулирования творческого роста.
Олимпиада направлена на демонстрацию уровня теоретической и практической подготовки студентов; а также совершенствование учебной и вне учебной работы со студентами.
2.2 Задачи олимпиады:
Повышение интереса к электротехнике;
Формирование основ технической грамотности;
Совершенствование навыков самостоятельной работы и развития профессионального мышления;
Развитие ответственности, самостоятельности и эффективности профессиональной деятельности.
ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ
Олимпиада по электротехнике включает выполнение теоретических и практических заданий с использованием информационных технологий.
2.1 Олимпиадные задания по дисциплине «Электротехника» первый тур:
графическое изображение электрической цепи.
решение задач по расчету электрических цепей постоянного тока;
2.2 Олимпиадные задания по дисциплине «Электротехника» второй тур:
интерактивный тест;
графическое изображение электрической цепи в графическом редакторе sxem_13_rusplan_new
решение задач по расчету электрических цепей постоянного тока;
выполнение практического задания по сборке цепи постоянного тока в графическом конструкторе «Начала ЭЛЕКТРОНИКИ» и измерении электрических величин.
выполнение практического задания по сборке электрической схемы на стенде ЭМЦ.001 РБЭ и измерении электрических величин.
Содержание и сложность олимпиадных заданий соответствует ФГОС в части государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников. Вопросы организации второго тура находятся в компетенции преподавателя электротехники.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ
3.1. В олимпиаде по электротехнике могут принимать участие студенты ГБОУ СПО КМСТ, обучающиеся на первом курсе и изучающие дисциплину «Основы электротехники».
3.2. Олимпиада проводится в течение учебного года в два тура:
- Первый тур проводится среди студентов, изучающих дисциплину «Основы электротехники» внутри группы. Все вопросы организации и проведения 1 тура находятся в компетенции преподавателя.
- Второй тур – межтехникумовский. На второй тур направляются студенты – победители первого этапа (не более 3 человек). Второй тур олимпиады является финальным, на котором определяются победители олимпиады.
3.3. Первый тур Олимпиады по электротехнике проводится среди студентов, изучающих дисциплину «Основы электротехники» внутри группы со 2 по 7 ноября 2015 года. Продолжительность выполнения участниками задания 45 минут. Всем участникам предлагаются одни и те же задания.
3.4. Второй тур Олимпиады по электротехнике проводится среди студентов ГБОУ СПО КМСТ победителей первого этапа со 9 ноября 2015 года. Продолжительность выполнения участниками задания 180 минут. Всем участникам предлагаются одни и те же задания.
Задание № 1 «Графическое изображение электрической цепи в графическом редакторе sxem_13_rusplan_new» выполняется одновременно всеми участниками Олимпиады.
Порядок выполнения заданий № 2 - №4 определяется жеребьёвкой участников Олимпиады.
3.5. Запрещается во время конкурсных мероприятий пользоваться личными компьютерами. Средствами связи, учеб ной литературой и заготовленными личными записями, интернет – ресурсами
3.6. В помещении, где выполняются задания Олимпиады, находится только организатор, обеспечивающий контроль за соблюдением регламента и участники за каждым из которых закреплено рабочее место без выхода в интернет.
3.7. Разрешается пользоваться нетелефонными калькуляторами
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ.
Руководителем оргкомитета является заместитель директора по теоретическому обучению, координатором работы – методист образовательного учреждения.
В состав оргкомитета Олимпиады входят все члены методических комиссий «Электротехнического цикла»
Методическая комиссия Олимпиады решает следующие задачи:
разрабатывает задания для отборочных и заключительного туров Олимпиады;
разрабатывает критерии и методики оценки выполненных заданий;
представляет в оргкомитет предложения по вопросам, связанным с совершенствованием организации проведения Олимпиады;
рассматривает совместно с оргкомитетом и жюри Олимпиады апелляции участников Олимпиады;
совместно с оргкомитетом Олимпиады публикует на сайте образовательного учреждения материалы об Олимпиаде, ее заданиях и итогах;
ПОРЯДОК ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ОЛИМПИАДЫ
Подведение итогов олимпиады студентов осуществляется в личном и командном зачете. Итоги олимпиады подводят путем полсчета суммы баллов, набранных в ходе второго тура. Победителем олимпиады считается участник, занявший первое место в личном зачете и набравший наибольшую сумму баллов. Призерами олимпиады считаются участники, занявшие 2-е и 3-е место в личном зачете. Остальным участникам олимпиады вручаются сертификаты.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ.
Второй этап олимпиады предполагает наличие экспериментальных заданий, поэтому материально-техническое обеспечение олимпиады предполагает наличие средств компьютерного оборудования и программного обеспечения для проведения теоретического и практического задания.
Оборудование индивидуального пользования: персональный компьютер, лабораторный стенд ЭМЦ.001 РБЭ
Оборудование общего пользования: принтер.
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ. I ЭТАП
- 1. Начертите электрическую схему участка цепи, содержащую смешанное соединение пяти резисторов.
- 2. По спирали электрической плитки, включенной под напряжение 220В,
- проходит ток 5 А. Определить сопротивление спирали плитки.
- 3. Кислотный аккумулятор с Э.Д.С. 2,5В и внутренним сопротивлением
- 0,2 Ом замкнут на потребитель с сопротивлением 2,6 Ом. Определите ток в
- цепи.
- 4. В электрическую схему последовательно включены четыре резистора.
- Сопротивление каждого резистора 5Ом. Напряжение на концах цепи 42В.
- Начертите электрическую схему. Определите силу тока в цепи.
- 5. Вычислите эквивалентное сопротивление электрической цепи, если
- R1= 2 Ом R2= 3 Ом R3= 5 Ом R4= 10 Ом R5= 10 Ом
- ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
- Возможны другие варианты.
- По спирали электрической плитки, включенной под напряжение 220В,
проходит ток 5 А. Определить сопротивление спирали плитки.
U= 220B I= 5A R- ?
Решение: I= U/R R= U/I R= 220/5= 44 Ом
- Кислотный аккумулятор с Э.Д.С. 2,5В и внутренним сопротивлением 0,2 Ом
замкнут на потребитель с сопротивлением 2,6 Ом. Определите ток в цепи.
Е= 2,5 В R0= 2,5 В R= 2,6 Ом I- ?
Решение: I= Е/( R+ R0)
I= 2,5/(0,2+2,6)= 0,9А
- В электрическую схему последовательно включены четыре резистора.
Сопротивление каждого резистора 5Ом. Напряжение на концах цепи 42В.
Начертите электрическую схему. Определите силу тока в цепи.
R1= R2= R3= R4= 5 Ом
U= 42В I-?
Решение: R= R1+ R2+ R3+ R4= 20 Ом
I= U/R = 42/20=2,1А
5. Вычислите эквивалентное
сопротивление электрической цепи, если
R1= 2 Ом R2= 3 Ом R3= 5 Ом R4= 10 Ом R5= 10 Ом
Решение:
R23=R2+ R3= 3+5= 8 Ом
R234= (R23´ R4)/ (R23+ R4) = (8´10)/ (8+10)= 4,4 Ом
R= R234 + R1 + R5= 4,4+ 2+ 10= 16,4 Ом
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Максимальный балл – 15 баллов.
Критерии оценивания черчения схемы:
Схема начерчена правильно, в соответствии с требованиями стандарта - 5 баллов
Схема начерчена с незначительными отклонениями от требований стандарта - 3 балла
Схема не соответствует требований стандарта - 1 балл
Схема не начерчена – 0 баллов.
Критерии оценивания расчёта схемы:
Результаты расчёта соответствуют эталонам ответов – 5 баллов
Результаты расчёта незначительно отличаются от эталонов ответов - 3 балла
Результаты расчёта не соответствуют эталонам ответов - 1 балл
Расчет электрической схемы не выполнен – 0 баллов.
Критерии оценивания оформления результатов задания:
- Результаты расчёта оформлены в соответствии с требованиями - 5 баллов
- Результаты расчёта незначительно отличаются от требований - 3 балла
- Результаты расчёта не соответствуют требованиям - 1 балл
- Результаты расчёта не оформлены – 0 баллов.
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ. II ЭТАП
Задание № 1
Используя библиотеку графического редактора sxem_13_rusplan_new, начертить электрическую схему содержащую источник питания постоянного тока 15В, ключ и три последовательно соединённых резистора R1= 47 Ом, R2= 100 Ом, R3= 220 Ом. В цепь включены амперметр и вольтметр.
По заданным параметрам рассчитать:
R- полное сопротивление цепи.
I – общий ток электрической цепи.
I1, I2, I2 – силу тока на каждом резисторе.
U1, U2, U3 – напряжение на каждом резисторе.
U – напряжение источника питания.
Для дальнейшего выполнения задания результаты оформить в следующем виде:
Критерии оценки: время, качество и правильность выполнения задания.
Максимальное время выполнения задания 30 мин.
Максимальный балл – 350 баллов.
Критерии оценивания времени выполнения задания:
Время (мин) | Балл | Время (мин) | Балл | Время (мин) | Балл | Время (мин) | Балл |
5 | 200 | 12 | 165 | 19 | 130 | 26 | 95 |
6 | 195 | 13 | 160 | 20 | 125 | 27 | 90 |
7 | 190 | 14 | 155 | 21 | 120 | 28 | 85 |
8 | 185 | 15 | 150 | 22 | 115 | 29 | 80 |
9 | 180 | 16 | 145 | 23 | 110 | 30 | 75 |
10 | 175 | 17 | 140 | 24 | 105 | ||
11 | 170 | 18 | 135 | 25 | 100 |
Критерии оценивания черчения схемы:
- Схема начерчена правильно, в соответствии с требованиями стандарта
- 50 баллов
- Схема начерчена с незначительными отклонениями от требований стандарта - 35 баллов
- Схема не соответствует требований стандарта - 15 баллов
- Схема не начерчена – 0 баллов.
Критерии оценивания расчёта схемы:
- Результаты расчёта соответствуют эталонам ответов – 50 баллов
- Результаты расчёта незначительно отличаются от эталонов ответов - 35 баллов
- Результаты расчёта не соответствуют эталонам ответов - 15 баллов
- Расчет электрической схемы не выполнен – 0 баллов.
Критерии оценивания оформления результатов задания:
- Результаты расчёта оформлены в соответствии с требованиями - 50 баллов
- Результаты расчёта незначительно отличаются от требований - 35 баллов
- Результаты расчёта не соответствуют требованиям - 15 баллов
- Результаты расчёта не оформлены – 0 баллов.
Задание № 2
Выполнение тестовых заданий.
1. Вопрос с одним правильным ответом. Какое явление лежит в основе действия генератора? | |||||||||||||||
( ) | Намагничивание | ||||||||||||||
( ) | Электролиз | ||||||||||||||
(+) | Электромагнитная индукция | ||||||||||||||
( ) | Резонанс | ||||||||||||||
2. Вопрос с одним правильным ответом. Как называется подвижная часть генератора? | |||||||||||||||
(+) | Ротор | ||||||||||||||
( ) | Статор | ||||||||||||||
( ) | Трансформатор | ||||||||||||||
( ) | Электродвигатель | ||||||||||||||
3. Вопрос с одним правильным ответом. Чему равна стандартная частота переменного тока в России? | |||||||||||||||
( ) | 25 Гц | ||||||||||||||
(+) | 50 Гц | ||||||||||||||
( ) | 75 Гц | ||||||||||||||
( ) | 100 Гц | ||||||||||||||
4. Вопрос с одним правильным ответом. Укажите цепь с последовательным соединением резисторов | |||||||||||||||
( ) | |||||||||||||||
(+) | |||||||||||||||
( ) | |||||||||||||||
5. Вопрос с одним правильным ответом. Какой из включенных в цепь приборов является вольтметром | |||||||||||||||
(+) | Вариант 1 | ||||||||||||||
( ) | Вариант 2 | ||||||||||||||
6. Вопрос с одним правильным ответом. Как включается в цепь вольтметр | |||||||||||||||
( ) | последовательно | ||||||||||||||
(+) | параллельно | ||||||||||||||
7. Вопрос с одним правильным ответом. Как включается в цепь амперметр | |||||||||||||||
(+) | последовательно | ||||||||||||||
( ) | параллельно | ||||||||||||||
8. Вопрос с одним правильным ответом. Что представляет собой постоянный ток в металлических проводниках? | |||||||||||||||
( ) | установившееся поступательное движение положительно заряженных ионов | ||||||||||||||
( ) | установившееся поступательное движение отрицательно заряженных ионов | ||||||||||||||
(+) | установившееся поступательное движение свободных электронов | ||||||||||||||
( ) | установившееся колебательное движение свободных электронов | ||||||||||||||
9. Вопрос с несколькими правильными ответами. Укажите источники электроэнергии. | |||||||||||||||
[ ] | электрический двигатель | ||||||||||||||
[+] | аккумулятор | ||||||||||||||
[+] | батарейка | ||||||||||||||
[+] | генератор | ||||||||||||||
[ ] | килятильник | ||||||||||||||
[ ] | лампа накаливания | ||||||||||||||
10. Сопоставьте графическое обозначение элементов | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
11. Вопрос с одним правильным ответом. Укажите простейшую электрическую цепь | |||||||||||||||
(+) | |||||||||||||||
( ) | |||||||||||||||
( ) | |||||||||||||||
12. Вопрос с одним правильным ответом. Укажите электрическую цепь с параллельным соединением резисторов | |||||||||||||||
( ) | |||||||||||||||
( ) | |||||||||||||||
(+) | |||||||||||||||
13. Вопрос с одним правильным ответом. Какой из включенных приборов является амперметром | |||||||||||||||
( ) | 1 | ||||||||||||||
(+) | 2 | ||||||||||||||
14. Вопрос с одним правильным ответом. Укажите формулу для закона Ома для участка цепи | |||||||||||||||
(+) | I= U/R | ||||||||||||||
( ) | I= E/ R +Ro | ||||||||||||||
( ) | I= R +Ro / E | ||||||||||||||
15. Вопрос с одним правильным ответом. Каким прибором измеряется сила тока в цепи | |||||||||||||||
(+) | амперметр | ||||||||||||||
( ) | омметр | ||||||||||||||
( ) | вольтметр | ||||||||||||||
16. Вопрос с одним правильным ответом. Для чего предназначен источник электрической энергии? | |||||||||||||||
( ) | Для преобразования электрической энергии в другие виды энергии | ||||||||||||||
(+) | Для преобразования в электрическую энергию другие виды энергии | ||||||||||||||
17. Вопрос с одним правильным ответом. Единицей измерения силы тока является | |||||||||||||||
( ) | Вольт | ||||||||||||||
( ) | Ватт | ||||||||||||||
(+) | Ампер | ||||||||||||||
( ) | Ом | ||||||||||||||
18. Вопрос с несколькими правильными ответами. Укажите потребители электроэнергии | |||||||||||||||
[+] | электрический двигатель | ||||||||||||||
[+] | аккумулятор | ||||||||||||||
[ ] | батарейка | ||||||||||||||
[ ] | генератор | ||||||||||||||
[+] | килятильник | ||||||||||||||
[+] | лампа накаливания | ||||||||||||||
19. Вопрос с одним правильным ответом. Какой из электрических аппаратов может являться как источником, так и потребителем электроэнергии | |||||||||||||||
( ) | электрический двигатель | ||||||||||||||
( ) | батарейка | ||||||||||||||
( ) | генератор | ||||||||||||||
(+) | аккумулятор | ||||||||||||||
20. Кликните мышкой на правильную область. Покажите на схеме потребитель электроэнергии | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
21. Вопрос с одним правильным ответом. Как соединяются лампочки в сети освещения помещения | |||||||||||||||
(+) | параллельно | ||||||||||||||
( ) | последовательно | ||||||||||||||
( ) | смешанно | ||||||||||||||
22. Вопрос с одним правильным ответом. Укажите цепь со смешанным соединением резисторов | |||||||||||||||
(+) | |||||||||||||||
( ) | |||||||||||||||
( ) | |||||||||||||||
23. Вопрос с одним правильным ответом. Укажите участок электрической цепи | |||||||||||||||
(+) | Вариант 1 | ||||||||||||||
( ) | Вариант 2 | ||||||||||||||
24. Вопрос с одним правильным ответом. Укажите полную электрическую цепь | |||||||||||||||
(+) | Вариант 1 | ||||||||||||||
( ) | Вариант 2 | ||||||||||||||
25. Вопрос с одним правильным ответом. Каким прибором измеряется напряжение в цепи | |||||||||||||||
( ) | амперметр | ||||||||||||||
( ) | омметр | ||||||||||||||
(+) | вольтметр | ||||||||||||||
26. Вопрос с одним правильным ответом. Для чего предназначен потребитель электрической энергии? | |||||||||||||||
(+) | Для преобразования электрической энергии в другие виды энергии | ||||||||||||||
( ) | Для преобразования в электрическую энергию другие виды энергии | ||||||||||||||
27. Укажите соответствие электрооборудования | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
28. Сопоставьте соответствие преобразования энергии | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
29. Кликните мышкой на правильную область. Покажите на схеме источник электроэнергии | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
30. Вопрос с одним правильным ответом. Как на схемах принято обозначать направление электрического тока | |||||||||||||||
(+) | от плюса к минусу | ||||||||||||||
( ) | от минуса к плюсу | ||||||||||||||
31. Вопрос с одним правильным ответом. Как соединяются лампочки в новогодней гирлянде | |||||||||||||||
( ) | параллельно | ||||||||||||||
(+) | последовательно | ||||||||||||||
( ) | смешанно | ||||||||||||||
32. Вопрос с одним правильным ответом. Направление магнитных линий постоянного магнита | |||||||||||||||
(+) | от северного полюса к южному | ||||||||||||||
( ) | от южного полюса к северному | ||||||||||||||
( ) | может меняться | ||||||||||||||
33. Вопрос с одним правильным ответом. Направление магнитных линий магнитного поля образованого вокруг проводника с током определяется правилом | |||||||||||||||
( ) | левой руки | ||||||||||||||
(+) | буравчика | ||||||||||||||
( ) | правой руки | ||||||||||||||
34. Вопрос с одним правильным ответом. Получится ли магнит, с каким- либо одним полюсом, если разделить намагниченный стержень на две половины? | |||||||||||||||
( ) | да | ||||||||||||||
(+) | нет | ||||||||||||||
( ) | получится в определённых условиях | ||||||||||||||
35. Вопрос с одним правильным ответом. Трансформаторы преобразуют напряжение | |||||||||||||||
( ) | постоянного тока | ||||||||||||||
(+) | переменного тока | ||||||||||||||
( ) | постоянного и переменного тока | ||||||||||||||
36. Вопрос с одним правильным ответом. Обмотка трансформатора включенная в сеть источника электроэнергии называется | |||||||||||||||
( ) | сетевой | ||||||||||||||
(+) | первичной | ||||||||||||||
( ) | вторичной | ||||||||||||||
37. Вопрос с одним правильным ответом. Если напряжение первичной обмотки меньше чем напряжение вторичной обмотки, то такой трансформатор называется | |||||||||||||||
(+) | повышающий | ||||||||||||||
( ) | трансформирующий | ||||||||||||||
( ) | понижающий | ||||||||||||||
38. Вопрос с одним правильным ответом. Устройства управления и защиты в электрических цепях | |||||||||||||||
(+) | предохранители и магнитные пускатели | ||||||||||||||
( ) | трансформаторы и выпрямители | ||||||||||||||
( ) | осветительные приборы и электросчётчики | ||||||||||||||
39. Вопрос с одним правильным ответом. Счетчик электрической энергии измеряет | |||||||||||||||
( ) | силу тока | ||||||||||||||
( ) | мощность потребляемой электроэнергии | ||||||||||||||
(+) | расход энергии за определенное время | ||||||||||||||
( ) | напряжение сети | ||||||||||||||
40. Вопрос с одним правильным ответом. Электричество: | |||||||||||||||
( ) | Можно увидеть | ||||||||||||||
( ) | Можно услышать | ||||||||||||||
( ) | Можно попробовать на вкус | ||||||||||||||
(+) | Не видно, не слышно, не имеет вкуса | ||||||||||||||
41. Вопрос с одним правильным ответом. Увидев открытую дверь трансформаторной подстанции (ТП), что ты сделаешь? | |||||||||||||||
( ) | Позовешь друзей, чтобы вместе заглянуть на подстанцию | ||||||||||||||
( ) | Пройдешь мимо | ||||||||||||||
(+) | Позвонишь по телефону указанному на ТП, сообщишь об открытой двери | ||||||||||||||
42. Вопрос с одним правильным ответом. Ребята пытаются набросить веревку на провод линии электропередачи. Что ты сделаешь? | |||||||||||||||
(+) | Объяснишь, что накидывать веревку смертельно опасно | ||||||||||||||
( ) | Поможешь ребятам накинуть веревку на провод | ||||||||||||||
( ) | Пройдешь мимо | ||||||||||||||
43. Вопрос с одним правильным ответом. На линии электропередачи оборвался провод, и его конец упал на землю. Твои действия? | |||||||||||||||
( ) | Попытаешься подойти к нему и поднять | ||||||||||||||
(+) | Обойдешь стороной в радиусе 20 метров, по возможности позвонишь по телефону диспетчера электрических сетей населенного пункта или по номеру 112 и расскажешь об обрыве провода | ||||||||||||||
( ) | Пройдешь мимо | ||||||||||||||
44. Вопрос с одним правильным ответом. У тебя дома сломалась розетка. Что ты сделаешь? | |||||||||||||||
( ) | Попытаешься ее вскрыть и починить самостоятельно | ||||||||||||||
(+) | Сообщишь взрослым о том, что она не работает | ||||||||||||||
45. Вопрос с одним правильным ответом. Выберите специальный знак, предупреждающий об опасности поражения электрическим током: | |||||||||||||||
( ) | Сюда била молния | ||||||||||||||
( ) | Ничего не означает | ||||||||||||||
(+) | Электричество! Опасно для жизни! | ||||||||||||||
46. Вопрос с одним правильным ответом. Какой знак предупреждает об опасности поражения электрическим током? | |||||||||||||||
( ) | |||||||||||||||
(+) | |||||||||||||||
( ) | |||||||||||||||
47. Вопрос с одним правильным ответом. За вилку электроприбора нельзя браться: | |||||||||||||||
(+) | Мокрыми руками | ||||||||||||||
( ) | Холодными руками | ||||||||||||||
( ) | Грязными руками | ||||||||||||||
48. Вопрос с одним правильным ответом. Электроприборами нельзя пользоваться | |||||||||||||||
( ) | на кухне | ||||||||||||||
(+) | в ванной комнате | ||||||||||||||
( ) | в гостиной | ||||||||||||||
49. Вопрос с одним правильным ответом. Хищение провода с линии электропередачи: | |||||||||||||||
(+) | Смертельно опасно и наказывается штрафом до 1 млн.рублей или уголовным наказанием сроком до 10 лет | ||||||||||||||
( ) | Ничем не грозит | ||||||||||||||
50. Вопрос с одним правильным ответом. Как называется электрическая машина, преобразующая механическую энергию в электрическую? | |||||||||||||||
( ) | Двигатель | ||||||||||||||
(+) | Генератор | ||||||||||||||
( ) | Преобразователь | ||||||||||||||
51. Вопрос с одним правильным ответом. Как называется электрическая машина, преобразующая электрическую энергию одного рода тока в энергию другого рода тока? | |||||||||||||||
( ) | Двигатель | ||||||||||||||
( ) | Генератор | ||||||||||||||
(+) | Преобразователь | ||||||||||||||
52. Вопрос с одним правильным ответом. Неподвижная часть асинхронного двигателя называется | |||||||||||||||
(+) | Статор | ||||||||||||||
( ) | Ротор | ||||||||||||||
( ) | Якорь | ||||||||||||||
53. Вопрос с одним правильным ответом. Асинхронные двигатели относятся к машинам | |||||||||||||||
( ) | постоянного тока | ||||||||||||||
( ) | как постоянного, так и переменного тока | ||||||||||||||
(+) | переменного тока | ||||||||||||||
54. Вопрос с одним правильным ответом. Для изменения направления вращения ротора асинхронного двигателя необходимо изменить | |||||||||||||||
( ) | конструкцию статора | ||||||||||||||
(+) | чередование фаз обмоток статора | ||||||||||||||
( ) | чередование фаз обмоток ротора | ||||||||||||||
55. Сопоставьте способы соединения обмоток статора асинхронного двигателя | |||||||||||||||
56. Вопрос с одним правильным ответом. Как называется электрическая машина, преобразующая электрическую энергию в механическую? | |||||||||||||||
(+) | Двигатель | ||||||||||||||
( ) | Генератор | ||||||||||||||
( ) | Преобразователь | ||||||||||||||
57. Вопрос с одним правильным ответом. Подвижная часть асинхронного двигателя называется | |||||||||||||||
( ) | Статор | ||||||||||||||
(+) | Ротор | ||||||||||||||
( ) | Якорь | ||||||||||||||
58. Сопоставьте способы соединения обмоток статора асинхронного двигателя | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
59. Вопрос с несколькими правильными ответами. Топливом для ТЭС служат | |||||||||||||||
[+] | уголь | ||||||||||||||
[+] | торф | ||||||||||||||
[ ] | изотоп урана | ||||||||||||||
[+] | мазут | ||||||||||||||
[ ] | нефть | ||||||||||||||
[ ] | изотоп плутония | ||||||||||||||
60. Вопрос с несколькими правильными ответами. Топливом для АЭС служат | |||||||||||||||
[ ] | уголь | ||||||||||||||
[ ] | торф | ||||||||||||||
[+] | изотоп урана | ||||||||||||||
[ ] | мазут | ||||||||||||||
[ ] | нефть | ||||||||||||||
[+] | изотоп плутония | ||||||||||||||
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ обозначены (+) или [+]
Задание № 3
В программе - конструкторе «Начала ЭЛЕКТРОНИКИ», собрать электрическую цепь содержащую источник питания постоянного тока 15В, ключ и три последовательно соединённых резистора R1= 47 Ом, R2=100Ом, R3= 220 Ом. Мощность резисторов и источника питания 2 ВТ.
С помощью мультиметра произвести необходимые электрические измерения. Результаты измерений занести во вторую колонку итоговой таблицы.
Максимальное время выполнения задания 30 мин.
Максимальный балл – 300 баллов.
Критерии оценивания времени выполнения задания:
Время (мин) | Балл | Время (мин) | Балл | Время (мин) | Балл | Время (мин) | Балл |
5 | 200 | 12 | 165 | 19 | 130 | 26 | 95 |
6 | 195 | 13 | 160 | 20 | 125 | 27 | 90 |
7 | 190 | 14 | 155 | 21 | 120 | 28 | 85 |
8 | 185 | 15 | 150 | 22 | 115 | 29 | 80 |
9 | 180 | 16 | 145 | 23 | 110 | 30 | 75 |
10 | 175 | 17 | 140 | 24 | 105 | ||
11 | 170 | 18 | 135 | 25 | 100 |
Критерии оценивания результатов задания:
Результаты измерений соответствуют эталонам ответов – 50 баллов
Результаты измерений незначительно отличаются от эталонов ответов - 35 баллов
Результаты измерений не соответствуют эталонам ответов - 15 баллов
Измерения не выполнены – 0 баллов.
Критерии оценивания оформления результатов задания:
- Результаты измерений оформлены в соответствии с требованиями - 50 баллов
- Результаты измерений оформлены с незначительными отклонениями от требований - 35 баллов
- Результаты измерений оформлены со значительными нарушениями требований - 15 баллов
- Результаты измерений не оформлены – 0 баллов.
Задание № 4
На стенде ЭМЦ.001 РБЭ собрать электрическую схему в соответствии с монтажной и принципиальной схемой электрической цепи. С помощью мультиметра выполнить электрические измерения, результаты занести в третью колонку итоговой таблицы.
Источник питания постоянного тока 15В,
R1= 47 Ом,
R2= 100 Ом,
R3= 220 Ом.
Максимальное время выполнения задания 30 мин.
Максимальный балл – 350 баллов.
Принципиальная схема
Монтажная схема.
Критерии оценивания сборки схемы:
- Схема собрана правильно - 50 баллов
- Схема собрана с незначительными отклонениями - 35 баллов
- Схема собрана не правильно - 0 баллов
Критерии оценивания результатов задания:
- Результаты измерений соответствуют эталонам ответов – 50 баллов
- Результаты измерений незначительно отличаются от эталонов ответов - 35 баллов
- Результаты измерений не соответствуют эталонам ответов - 15 баллов
- Измерения не выполнены – 0 баллов.
Критерии оценивания оформления результатов задания:
- Результаты измерений оформлены в соответствии с требованиями - 50 баллов
- Результаты измерений оформлены с незначительными отклонениями от требований - 35 баллов
- Результаты измерений оформлены со значительными нарушениями требований - 15 баллов
- Результаты измерений не оформлены – 0 баллов.
Критерии оценивания времени выполнения задания:
Время (мин) | Балл | Время (мин) | Балл | Время (мин) | Балл | Время (мин) | Балл |
5 | 200 | 12 | 165 | 19 | 130 | 26 | 95 |
6 | 195 | 13 | 160 | 20 | 125 | 27 | 90 |
7 | 190 | 14 | 155 | 21 | 120 | 28 | 85 |
8 | 185 | 15 | 150 | 22 | 115 | 29 | 80 |
9 | 180 | 16 | 145 | 23 | 110 | 30 | 75 |
10 | 175 | 17 | 140 | 24 | 105 | ||
11 | 170 | 18 | 135 | 25 | 100 |
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ.
Порядковые номера элементам (устройствам) следует присваивать, начиная с единицы, в пределах группы элементов (устройств), которым на схеме присвоено одинаковое буквенное позиционное обозначение, например, R1, R2, R3 и т.д., C1, C2, С3 и т.д. Не допускается пропуск одного или нескольких порядковых номеров на схеме.
Порядковые номера должны быть присвоены в соответствии с последовательностью расположения элементов или устройств на схеме сверху вниз в направлении слева направо.
Линии связи должны состоять из горизонтальных и вертикальных отрезков и иметь наименьшее количество изломов и взаимных пересечений. Пересечение линий связи, которого не удаётся избежать, выполняется под углом 90°.
Толщина линий связи зависит от формата схемы и размеров графических обозначений и выбирается из диапазона 0.2 – 1.0мм. Рекомендуемая толщина линий связи – 0.3 – 0.4мм. В пределах схемы все линии связи должны быть изображены одинаковой толщины. Допускается использование нескольких (не более трех) различных по толщине линий связи для выделения функциональных групп в пределах изделия.
Условные графические обозначения элементов изображают на схеме в положении, в котором они приведены в соответствующих стандартах, или повернутыми на угол, кратный 90°, если в соответствующих стандартах отсутствуют специальные указания. Допускается условные графические обозначения поворачивать на угол, кратный 45°, или изображать зеркально повернутыми.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.
Результаты эксперимента оформляются в отчете в виде таблиц. При заполнении таблиц нужно обратить внимание на указанную размерность каждой физической величине и количестве значащих цифр после запятой, так как они несут информацию о точности измеряемой величины. В том случае, когда количество значащих цифр велико, существенно усложняются вычисления и возрастает время обработки данных; при малом же количестве − ухудшается точность. Кроме того, «лишние» значащие цифры дают неправильное представление о точности эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 1
№ п/п | ФИО | Время | балл | схема балл | Расчет схемы | Оформление задания балл | ИТОГО | |
Эталон ответов | балл | |||||||
R= 367 Ом I1= 0.04A I2= 0.04A I3= 0.04A I = 0.04A U1= 1.8 B U1= 4 B U1= 8.8 B U1= 14.8 B | ||||||||
ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 3
№ п/п | ФИО | Время | балл | Измерения схемы | Оформление задания балл | ИТОГО | |
Эталон ответов | балл | ||||||
I1= 0.04A I2= 0.04A I3= 0.04A I = 0.04A U1= 1.8 B U1= 4 B U1= 8.8 B U1= 14.8 B | |||||||
ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 4
№ п/п | ФИО | Время | балл | схема балл | Расчет схемы | Оформление задания балл | ИТОГО | |
Эталон ответов | балл | |||||||
I1= 0.04A I2= 0.04A I3= 0.04A I = 0.04A U1= 1.8 B U1= 4 B U1= 8.8 B U1= 14.8 B | ||||||||
ИТОГОВАЯ ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЛИМПИАДЫ
№ п/п | ФИО | Количество баллов |
| |||
Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 | ИТОГО | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н.М.Белоусова. Преподавание электротехники.
2. В. Конрад. Электротехника кратко и наглядно.
3. Ю. М. Покровский. В помощь лектору.
4. Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий.
5. Мякишев Г.Я. Учебник для углубленного изучения физики. Механика. 9 класс. — М.: Дрофа, 2006.
7. Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Физика: Электродинамика: 10-11 классы: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2006.
10. Физика: Учебник для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики /Под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. — М.: Просвещение, 2007.
11. Физика: Учебник для 11 класса школ и классов с углубленным изучением физики. /Под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. — М.: Просвещение, 2007.
12. Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. Физика, 10 класс. Учебник для классов с углубленным изучением физики. — М.: Дрофа, 2013.
13. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. — М.: Вербум — М, 20011.
14. Дж. Сквайрс., Практическая физика. — М.: Издательство Мир, 2011.
СПИСОК ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ
http://rosolymp.ru Портал Всероссийских олимпиад школьников
http://potential.org.ru Журнал «Потенциал»
http://www.physolymp.fml31.ru Челябинск, физ. мат. лицей № 31
http://physolymp.spb.ru Санкт-Петербург
http://vsesib.nsesc.ru/phys.html НГУ
http://www.dgap.mipt.ru МФТИ
http://genphys.phys.msu.ru/ol/ МГУ
http://www.mephi.ru/entrant/olimpiads/rosatom/saveljev.php
МИФИ http://mosphys.olimpiada.ru/
Викиучебник по физике
http://www.afportal.ru/taxonomy/term/7 Белорусские олимпиады
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка вк